Единственный экземпляр тепловоза ТЭМГ-1, работающего на СПГ, меняет дислокацию
Недавно единственный в своем роде тепловоз ТЭМГ-1, построенный на Людиновском тепловозостроительном заводе в 2019 году, сменил прописку и владельца, – теперь его собственником является Оренбургский филиал ООО “Газпромтранс”, а дорогой приписки Южно-Уральская железная дорога.
До этого ТЭМГ-1 с номером 001 проходил испытания во Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ВНИКТИ) на линии Голутвин — Озёры.
Проект газомоторных тепловозов ТЭМГ1, реализуемый холдингом “Синара – Транспортные Машины” (СМТ) и ООО “Газпромтранс” изначально имел весьма внушительные перспективы. Первая и пока единственная единица была выпущена в 2019 году. В октябре того-же года было объявлено о планах поставить такие тепловозы в Башкирию. Пресс-центр Газпром сообщил 4 октября 2019, что «в рамках IX Петербургского международного газового форума компания «Газпром нефтехим Салават» заключила Соглашение с АО «Синара — Транспортные Машины» о поставке 12 маневровых тепловозов модели ТЭМГ1 мощностью 1200 л. с., использующих в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ)».
Через год, 19 ноября 2020 года, правительство Сахалинской области и холдинг “Синара – Транспортные Машины” договорились о поэтапном внедрении в регионе инновационных газомоторных локомотивов серии ТЭМГ1. Соглашение рассчитано на пять лет (ТАСС 19.11.2020 На Сахалине появятся инновационные газомоторные локомотивы).
Однако ни то ни другое соглашение пока не реализованы. И единственный в своей серии тепловоз эксплуатируется в разных местах в режиме опытно-промышленной эксплуатации.
На прошлой неделе ООО “Газпромтранс” объявил конкурсную закупку «Газа природного топливного для двигателей внутреннего сгорания Сжиженного (СПГ) Марки Б ГОСТ 56021-2014» для опытно промышленной эксплуатации тепловоза в районе Подгородне-Покровского сельсовета Оренбургской области на 30 км автодороги Оренбург-Самара. Поставку СПГ планируется осуществлять партиями в течение января и начала февраля.
Тепловоз ТЭМГ-1 разработан на основе маневрового тепловоза ТЭМ10. От него он унаследовал модульную конструкцию, экипажную часть, микропроцессорную систему управления, систему охлаждения и ряд других систем.
Вместо дизельных на новом тепловозе установлены два газопоршневых двигателя мощностью по 428 кВт (582 л.с.), каждый из которых размещен в собственном модуле. Модули оборудованы принудительной вентиляцией, датчиками газообнаружения и системой пожаротушения.
Запас СПГ, использующегося в качестве топлива, хранится в криогенной емкости, вмещающей 2,6 тонн СПГ. Этого объема в среднем хватает для пробега в течение около 5 суток.
Технические характеристики газомоторного тепловоза ТЭМГ-1
Мощность локомотива по газопоршневым двигателям | 2×428 кВт (1164 л.с.) |
Тип тяговой передачи | электрическая, переменно-постоянного тока |
Габарит по ГОСТ | 1‑Т (02‑ВМ с кабиной без кругового обзора) |
Осевая формула | 20 – 20 |
Конструкционная скорость | 100 км/ч |
Статистическая нагрузка от колесной пары на рельсы | 220,5+/-3% кН |
Сила тяги при трогании с места | 291 кН (29,7 тс) |
Сила тяги длительного режима | 216 кН (22 тс) |
Минимальный радиус проходимых кривых | 40 м |
Служебная масса локомотива | 90+/-3% т |
Экипировочный запас топлива | 2600 кг |
Вид топлива | природный газ марки не ниже «Б», ГОСТ Р 56021 |
LNGnews.Ru
Фото на обложке: ТЭМГ-1 на станции Голутвин декабрь 2021г. Автор: Maxim_Maximov52