«Беломортранс»: создавая историю
Фото: www.belomortrans.ru
23 сентября 2021 года наша компания АО «Беломортранс» отметила 30-летие. Для частной компании в России — это серьезный, а иногда и недостижимый рубеж.
Оглядываясь назад, мы понимаем какой сложный путь прошла компания и расскажем вам об этом.
«Интересно проследить историю компании в контексте истории нашей страны — в определенном роде, Беломортранс — ровесник нашей новой России и ее экономического мироустройства», — Некрасов И.Ю., владелец АО «Беломортранс».
Игорь Некрасов и Федор Конюхов. Фото: www.belomortrans.ru
Компания в 1991 — 2021
Россия в начале 90х- политический кризис в стране, разруха в экономике, глобальные перемены и полная непредсказуемость — «черных лебедей» тогда была выпущена целая стая. Но, это было время больших возможностей — новая экономика манила перспективами. Как из «рога изобилия» в Россию хлынули импортные товары. Логистических компаний, в привычном для нас виде, не было и в помине.
Архангельск 1991 год. С советского периода остался пул капитальных логистических активов — Архангельский Морской Торговый Порт и Северное Морское Пароходство. На базе этих компаний и появляется «Беломортранс» — совместное предприятие.
Задача — стать профессиональной логистической компанией, транспортным экспедитором и занять пустую нишу в новом экономическом пространстве страны.
Как формировалась и взрослела бизнес-среда в то время? Договор «на словах» стоил больше, чем бумажный, а доверие к компании было равно доверию к конкретному человеку. Первый состав «Беломортранс» — 6 человек и небольшой арендованный офис в портовой зоне. Начало скромное, но решение оказалось верным.
«Еще одно свидетельство изменений, которое испытал Беломортранс за эти 30 лет — смена юридических организационных форм — от СП к ТОО (1994г), от ТОО к АО (2015 г), через ЗАО (1997г). Времена менялись, компания подстраивалась под эти изменения, но именно гибкость и высокая адаптивность позволила предприятию сохраниться все эти годы», — Некрасов И.Ю.
Фото: www.belomortrans.ru
К 1997 году компания обзаводится своим первым активом — приобретает несколько квартир в Архангельске и переоборудует их в офис. Состав еще небольшой (10 человек) — фактически мы учились бизнесу и формировали профессиональные стандарты логистики с нуля.
После 1996 года начинается активный рост внешнеэкономической деятельности. Спекулятивный «челночный» бизнес набирает обороты и потребность в профессиональных брокерских услугах растет.
Кризис 1998 года меняет правила игры — структура экономики страны переходит в стадию «открытый рынок». Скачок курса доллара одних «стирает с лица земли», а другим позволяет резко вырваться в лидеры. Рынок формировался не с помощью стратегического видения — это была «чистой воды» удача, подкрепленная большой работой. Шанс был у всех, но не все смогли им воспользоваться.
И «Беломортранс» воспользовался своими шансами. В 1999 году компания получила лицензию таможенного брокера. Теперь судозаходы в порт Архангельска происходят 2 раза в месяц и чаще. Для многих московских компаний Архангельск стал выгодным по совокупности факторов — по сравнению с перегруженным Санкт-Петербургом здесь все происходит быстрее, а значит и дешевле.
В 2001 году компания увеличила численность до 24 человек, а в 2003 году переехала в новый офис. Тогда же появились новые направления — импортные поставки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования. «Беломортранс» стал агентом линии P&O Nedlloyd. В течение последующих нескольких лет компания стала агентом CMA|CGM, Maersk и других морских линий.
В 2002 году «Беломортранс» вошла в состав участников Союза «Торгово-Промышленная Палата Архангельской Области»
Кратный и резкий рост — это проверка на прочность. Такой рост необходимо правильно «переварить» и не вылететь из рынка на волне подъема.
В «нулевых» конкуренция в отрасли становится более жесткой — деятельность экспедиторов стала доступна многим. Начинается брожение и насыщение рынка новыми компаниями.
«Мы часто называем себя „кузницей кадров“. Беломортранс для Архангельска — уникальная кузница кадров. Почти 80% логистических компаний города „выросли“ из Беломортранс, каждый 5-й специалист транспортно-экспедиционной компании имеет отметку „Беломортранс“ в трудовой книжке. И мы этим гордимся — не каждой компании суждено стоять у истоков профессионального рынка и достичь 30-летия», — Ермолаева А.Н., генеральный директор АО «Беломортранс».
Анна Ермолаева, генеральный директор АО «Беломортранс». Фото: www.belomortrans.ru
В 2003 году по рейтингу Ассоциации Российских Экспедиторов Беломортранс входит в семерку лучших экспедиторских компаний по качеству услуг, уровню технического оснащения и подготовки сотрудников.
Экономика России начала 2000х обрастает новыми трендами — нефтедобыча и добыча полезных ископаемых аккумулируют все больше финансирования, идет бурная разведочная деятельность, привлекательность сырьевого рынка действует на экономику как магнит.
И тут существенную роль для дальнейшего развития компании сыграли два фактора: география и опыт. Расположение в Арктической зоне и опыт работы со сложными грузами и задачами. Мы начали работу на автономных территориях вблизи акватории Северного Ледовитого океана.
Тогда же, в 2006, компания стала одним из учредителей и участников Ассоциации поставщиков нефтегазовой отрасли «Созвездие».
Второй вектор нашего развития — сборные грузы. Параллельно (и независимо) в компании развиваются оба этих направления (2002 — 2008 год). За счет такой диверсификации мы проверяли перспективность каждой из этих идей.
В 2008 году Беломортранс стала оператором Морского порта Варандей. Этот отдельный период жизни компании описан в книге «Земля первопроходцев. Записки на полях вахтенного журнала» [Урошников В.Г., Издательство г. Архангельск: СК-Столица, 2014г]. К этому моменту экспедирование грузов уступает место первенство по оборотам и доходам этому направлению деятельности. И это помогло не «рухнуть» вместе с остальным рынком в мировом банковском кризисе 2008 года.
Именно нефтегазовые проекты в Арктике определят специфику компании на следующие 15 лет. Это рынок «тяжелой логистики» — территория первопроходцев, заряженных идеей сделать масштабные проекты, проверить на прочность этот мир, доказать всем вокруг, что удача сопутствует смелым и опытным.
«Брутальная романтика на деле — тяжелый труд и проверка на выносливость не только людей, но и управленческих навыков менеджмента компании», — Ермолаева А.Н.
Бурный рост в 2011—2013 годах сменяется очередным кризисом. Раскормленная нефтедолларами сырьевая экономика уходит в крутое пике сразу по двум фронтам — политическая изоляция и падение цен на нефть.
К этому времени компания переориентировалась с импорта на экспорт. С контейнерных перевозок ТНП — на обслуживание задач промышленного снабжения и индустриальную логистику.
Фото: www.belomortrans.ru
Объем денежной массы экспорта стал расти за счет активизации нефтегазовых проектов месторождений. И специализация Беломортранс в сегменте upstream логистики этих месторождений стала основной.
К 2011 году в компании работают 34 человека. А в 2012 уже 118 человек. Головной офис переезжает из Архангельска в Москву — именно там находятся офисы всех ключевых клиентов.
Это потребовало от компании новых подходов к ведению бизнеса, к уровню профессионализма сотрудников. И перестройки процессов. Но «суровой романтики» в первое время становится недостаточно — экономика стремительно автоматизируется и перед логистикой появляются новые задачи. Не просто «доставить», а сделать это эффективнее и лучше, чем другие.
«За переваленными тоннами, пройденными милями, обработанными документами стоят люди, которыми мы по-настоящему гордимся», — Ермолаева А.Н.
Услуги аутсорсинга складской логистики мы оказывали уже в 2012 году, причем сразу в условиях жестких условий — автономная работа в тундре, обслуживание складов на месторождениях А. Титова и Р. Требса компании Башнефть.
Сейчас никого не удивишь аутсорсингом — последние 10 лет управление цепями поставок в России развиваются вслед за основными тенденциями европейских рынков — максимальное делегирование простых операций на профессионального подрядчика вместе с переносом на него рисков и ответственности за эффективность процессов и результат.
Новые требования дали новые возможности — мы разработали собственное ПО «Фокс» (а за ним и «Кондор»). Это дало нам стратегическое преимущество на несколько лет вперед. Для многих заказчиков актуален сервис учета и документооборота — как раз эти задачи превосходно решает программное обеспечение Беломортранс.
Собственное ПО, отработанные процессы и обученные профессионалы — мы получили стабильное конкурентное преимущество для развития на несколько лет вперед.
В 2016 году мы открыли подразделение в Усть-Куте в Иркутской области. Огромный потенциал этого региона для индустриальной логистики обеспечен несколькими крупными проектами Газпрома (Сила Сибири), ИНК и Роснефти. Ключевым направлением в этом регионе стали автоперевозки по зимним дорогами и ВСТО.
Фото: www.belomortrans.ru
Следующий шаг в развитии — мы стали генеральным подрядчиком компании НОВАТЭК по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузопотоков строительства проекта «Кольская Верфь» (строительство ЦСКМС в п. Белокаменка, Мурманская область) в 2018 году.
Также в 2018 году компания провела ребрендинг — накопленный опыт и специализация требовали обновления коммуникативной политики компании на рынке логистики. Хотя профессиональная специализация на проектах нефтегазовой отрасли и так была понятна внутри компании и среди коллег по отрасли, но необходимость подчеркнуть специализацию для внешних контрагентов была более актуальна.
«Требования бизнеса подтолкнули компанию к профессиональной идентификации себя как логистического оператора нефтегазовой отрасли и промышленного строительства. И хештег #russianupstreamlogistics получил мощный отклик у заказчиков», — Ермолаева А.Н.
По роду своей деятельности мы уделяем особое внимание исследовательским проектам, связанным с труднодоступными территориями. Такими, например, как кругосветный переход Федора Конюхова в весельной лодке в Южном полушарии в 2018 году. Поэтому мы стали одним из спонсоров этого проекта.
Параллельно с этим компания развивает свою деятельность в Красноярском крае — Дудинке и Норильске. Грузопоток через Архангельск в этом направлении мы охватываем как на входе (консолидируем и отправляем грузы через Архангельск), так и на выходе (выполняем перевалку в Дудинке, храним и доставляем по региону).
В середине 2020 года у нас работают уже 299 человек.
Подобная территориальная экспансия позволила нам подготовиться к очередному витку развития Арктического региона в 2020 году. Проект развития Арктического региона до 2035 года охватывает практически все территории присутствия Беломортранс.
Какие принципы ведения бизнеса позволили нам отметить это 30-летие:
- Быстрая реакция на изменения и адаптивность структуры компании;
- Фокус на индустриальной логистике в Арктической зоне сегмента Upstream;
- Упор на персональный сервис и умение адаптироваться под бизнес-процессы клиентов;
- Цифровизация процессов управления услугами и свое программное обеспечение, адаптированное под требования рынка индустриальной логистики;
- Фокус на результативности — внутренняя установка в процессах компании, настроенных на повышение эффективности производственной деятельности;
- Профессиональные стандарты и регламенты, позволившие избежать зависимости компании от изменений состава и структуры компании;
- Непрерывная передача опыта, обучение и карьерный рост сотрудников — гарантия того, что сотрудники будут профессионально решать любые запросы клиентов.
Беломортранс сегодня
Что поменялось за 30 лет? Из хаоса возникла система. Все большее значение приобретают технологичность и профессионализм игроков рынка. И Беломортранс 2021 года полностью им соответствует.
Фото: www.belomortrans.ru
И в месте с этим, наш опыт и репутация — уникальные черты компании, которые делают нас востребованным участником рынка индустриальной логистики.
«Устойчивое развитие в понятном направлении — именно это имеет значение. Колебания всегда будут присутствовать, но самое важное — постоянное развитие и учет меняющихся интересов клиентов с помощью эффективных технологий и отлаженных процессов», — Ермолаева А.Н.
Сегодня во главе Беломортранс с 2017 года -Анна Ермолаева, генеральный директор компании. Анна Николаевна работает в компании уже более 20 лет, из них более 15 — в качестве руководителя. Красивая женщина, волевой руководитель и настоящий профессионал. Кредо нашего Генерального директора — вникать в существующие процессы, лично посещать производственные участки, всегда реагировать на обратную связь от сотрудников и заказчиков.
Собственник компании — Игорь Некрасов. В компании с 1997 года. В прошлом моряк, Игорь Юрьевич долгое время сам участвовал в операционной и производственной деятельности компании, связанной с Северными Проектами. Настоящий первопроходец, яркая и харизматичная личность которого хорошо известна всем участникам рынка индустриальной логистики в условиях Крайнего Севера и большой фанат исследований Федора Конюхова.
Мы встречаем свое 30-летие как логистический оператор промышленной и нефтегазовой отрасли в сегменте upstream. Головной офис компании находится в Москве, а представительства и подразделения в Архангельске, Мурманске, Уфе, Усинске, Варандее, Дудинке, Усть-Куте.
Взгляд в будущее
Проект развития Арктической зоны России до 2035 года отражает стратегию Беломортранс на следующие 10 лет.
Фото: www.belomortrans.ru
Компания принимает участие во всех значимых проектах Газпром, НОВАТЭК, Роснефть, Башнефть, Лукойл в Архангельской области (включая НАО), в ЯНАО, Красноярском крае, на Чукотке. Не меньший приоритет занимают направления Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Основные приоритеты развития компании — совершенствование производственных процессов и технических ресурсов. Внедрение автоматизированных систем учета в складских операциях в регионах Крайнего севера со специфическими климатическими условиями. Развитие собственного ПО. В настоящий момент компания предлагает ПО «Кондор» по лицензионному соглашению. В ближайшее время планируется выпуск ПО в формате пакетной версии.
В операционной деятельности мы используем проектный подход, что особенно актуально в сложных проектах нефтегазовой отрасли.
И конечно, важными условиями устойчивого бизнеса для нас является рост собственных логистических активов и профессионализма сотрудников компании.
Фото: www.belomortrans.ru
Томашевская Наталья