АГНКС.РФ
КПГ и СПГ - наше ближайшее будущее

«Атомэнергомаш» планирует создать первый российский СПГ-газовоз

«Атомэнергомаш» планирует создать первый российский СПГ-газовоз

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет по заказу «Атомэнергомаша», машиностроительного дивизиона «Росатома», ведет концептуальное проектирование газовоза для перевозки СПГ.

О деталях этой работы рассказал директор департамента развития судостроения университета Феликс Шамрай.

Какую роль играет университет в создании проекта газовоза?

Мы являемся интегратором этого проекта на стадии научно-исследовательских работ, контракт с «Атомэнергомашем» был заключен в конце 2020 года. Он предусматривает концептуальное проектирование (начальная стадия проектирования, на которой принимаются решения, определяющие облик судна, создается его математическая модель. — «СР») российского газовоза с полным импортозамещением грузосодержащей системы, ГСС, и в значительной степени других судовых систем. Также мы должны выполнить технико-экономическое сравнение российского концепта с судами типа «Ямалмакс», в которых в части ГСС используется технология французской компании Gaztransport & Technigaz (GTT). Сейчас эти суда строятся в Южной Корее. Мы должны предложить проект для строительства газовоза в России в конкурентные сроки и с конкурентной стоимостью. К проектированию криогенного оборудования привлечены крупные российские компании.

На судне будет установлено четыре емкости для транспортировки 176 тыс. м3 СПГ при температуре -165 °C. Объем каждой емкости — ​44 тыс. м3, их проектированием занимается наш университет. К этой работе мы привлекли инжиниринговые компании «Тесис» и «Регент Балтика», институт «Сколтех», Umatex. Силовой конструктив емкости может быть стальным, алюминиевым или композитным. Мы применим в проекте тот материал, который покажет экономически наилучший результат. Разрабатываемая емкость и применяемые решения будут востребованы не только для судов, но и при строительстве наземной инфраструктуры СПГ.

Сколько будет стоить российский газовоз?

Пока цифры не назову, идут расчеты. Стоимость газовоза, построенного по зарубежному проекту на зарубежных верфях, составляет более 300 млн долларов. Мы стремимся к тому, чтобы цена нашего газовоза и стоимость его эксплуатации были ниже. Задача — ​сделать проект, который будет интересен строителям, судовладельцам и заказчикам судов.

За счет чего можно снизить стоимость?

За счет оригинальных инженерных решений ГСС, высокого уровня импортозамещения криогенного оборудования, которое в основном будут производить предприятия «Атомэнергомаша». Скажется и отсутствие лицензионных платежей. Дело в том, что GTT разработала технологию и владеет правами на интеллектуальную собственность. Для применения технологии надо купить у GTT лицензию, это значительная составляющая в общей стоимости постройки судна.

Кроме того, каждый месяц строительства судна увеличивает его строительную стоимость примерно на 1 %. Предлагаемая нами технология позволит ССК «Звезда» строить газовозы не за полтора года, как в Корее, а за девять месяцев. Это снизит строительную стоимость каждого судна примерно на 30 млн долларов.

Снижение стоимости перевозок будет достигаться и за счет уменьшения потерь газа, его выпарки, при транспортировке — ​благодаря повышению качества теплоизоляции.

Расскажите подробнее о том, каким будет судно.

Мы планируем спроектировать универсальную платформу — ​базовый корпус судна с основными судовыми системами. Платформа может быть адаптирована под различные грузы и задачи. На базе платформы можно будет создавать арктические танкеры, химовозы, балкеры. Вкладные танки обеспечат унификацию судовых конструкций и позволят верфи быстрее строить суда для работы в Арктике.

В какие сроки планируете выполнить работу?

Научно-исследовательская часть пройдет в 2021 году, опытно-конструкторские работы — ​в 2022-м. 2023 год отведен на проектирование, в 2024-м надо начинать строить. Скорость прохождения этапов будет определяться темпами и подходами к управлению проектом в «Атомэнергомаше». В будущем наш университет планирует также заняться проектированием систем для крупнотоннажного хранения и морской перевозки водорода.

В чем заключается главная сложность перевозки и хранения жидкого водорода?

Он хранится при -252 °C. Удержать такую температуру без потерь — ​сложная техническая задача. У водорода очень узкий диапазон температуры, когда он находится в жидкой фазе. Морской технический университет располагает научно-техническим заделом для решения этих проблем.

Владимир Аптекарев, директор по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам, «Атомэнергомаш»

Мы активно развиваем бизнес-направление в части судового комплектующего оборудования и имеем отличный научно-технический задел на предприятиях в контуре управления. Пришли к выводу, что разработка нашими предприятиями отдельных типов оборудования не решает полностью задачу импортозамещения, поскольку криогенные емкости судов-газовозов остаются иностранными.

Комплексное решение задачи и комплектная поставка грузосодержащей системы оказались наиболее адекватным ответом на стоящий перед нами вызов. Только вот грузосодержащая система, над которой ведется работа, по разным причинам не может быть интегрирована в существующие проекты крупнотоннажных газовозов, разработанных для обслуживания российских проектов ТЭКа в Арктической зоне, поэтому необходимость создания нового перспективного танкера-газовоза очевидна для профессионального сообщества.

Если проект газовоза успешно пройдет стадию НИР, мы рассчитываем незамедлительно начать ОКР по грузосодержащей системе, создадим модели и испытательные стенды, а также приступим к разработке технического проекта судна. На этом этапе возникнет необходимость детальной разработки возможных бизнес-моделей, кооперации как с предприятиями госкорпорации, так и с партнерами за контуром.

В случае успешной верификации результатов по всем этапам проекта можно будет говорить не только о решении государственной задачи по импортозамещению судового криогенного оборудования, но и о создании первого отечественного танкера-газовоза для СПГ, превосходящего как минимум в части ледовой ходкости и ледопроходимости существующие проекты. Наше решение может стать конкурентоспособным на мировом уровне и имеет экспортные перспективы.

Вопрос о количестве судов и сроках строительства будет решаться заказчиком флота и верфью после рассмотрения результатов нашей работы.

Источник

Получайте обновления в реальном времени прямо на вашем устройстве, подпишитесь сейчас.

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует свои собственные и сторонние файлы cookie, чтобы предложить вам лучшее обслуживание. Открыв веб-сайт, вы принимаете наше использование файлов cookie. У вас есть возможность предотвратить создание файлов cookie, а также их устранение, используя различные варианты вашего браузера. Принять Подробнее